![Основные причины разводов в современном обществе и формы их профилактики, влияние разводов на психологическое состояние учащегося.](/netcat_files/generated/109/176/760x570/92/8ef1b78ef551488a260b0753c523292c.jpg?crop=0%3A0%3A0%3A0&hash=82ee479d4109456b391085b82c16c9f8&resize_mode=0&wm_m=0)
Распад семьи - не только личностная, но и общественная проблема.
Для общества это приводит к ухудшению демографической ситуации, обесцениванию института семьи, снижению работоспособности граждан, которые находятся в состоянии развода, увеличению одиноких людей, появлению неполных семей, где воспитание детей без отца - ущербно.
В неполных семьях создают специфическую систему отношений между матерью и ребенком, а также нередко формируют образцы поведения, которые представляют альтернативные нормы и ценности, на которых базируется институт брака.
Развод тяжело сказывается также на моральном состоянии детей. Дошкольники ощущают страх, неуверенность и считают себя причиной развода родителей.
Распад семьи является не только личной проблемой людей, но и проблемой общественной. Дети старшего возраста выражают свое раздражение более эмоционально. Большинство детей успокаиваются в течение года или двух лет после развода, но некоторые из них ощущают себя несчастными в течение 5 лет после развода родителей.
Воздействие развода на психику ребёнка зависит от целого комплекса факторов:
- субъективное представление о семейном счастье непосредственно до развода;
- возраст матери и ребенка;
- степень определения негативных норм по отношению к разводу;
- способность оставшегося с ребенком супруга справиться с личным беспокойством и обеспечить ему безопасное окружение.
В возрасте до 3-х лет развод оказывает на детскую психику гораздо менее серьезное влияние, чем в старших возрастах. Наблюдения психологов показывают, что особенно серьезно переживают уход отца 5-7-летние мальчики. Девочки наиболее остро переносят разлуку в возрасте от 2 до 5 лет, когда происходит период интенсивного эмоционального развития.
Жизнь в неполной семье накладывает отпечаток на формирование детской личности.
Дети, которые растут без отца, часто являются категорией «трудных». Среди них большое количество тех, кто отстает в учебе, конфликтует с преподавателями, сверстниками, совершают правонарушения.
Существует статистика, что дети разведенных родителей, когда становятся взрослыми, разводятся гораздо чаще тех, кто вырос в полных семьях.
Развод в современном обществе – причина утраты культурных и семейных ценностей. В настоящее время люди не прислушиваются к общественному мнению. Если несколько десятилетий назад, каждый хотел дать совет по сохранению семью любыми способами, то сейчас общество поглощено исключительно собственными проблемами. Никто не обращает внимания на проблему разведённых граждан.
Желание независимости от обязанностей способствует возникновению причин для развода. Многие не понимают того, что семья является союзом не только влюблённых, но и объединённых общей целью людей, стремящихся к ней, и вместе решающих проблемы, которые возникают во время становления семьи. Большинство полагают, что только развод является выходом из сложившейся ситуации.
Главным средством по профилактике разводов и их тяжелых последствий является эффективная система по подготовке граждан к браку.
Анализ существующих брачно-семейных отношений убедительно показывает, что большинство специалистов, которые занимаются проблематикой семейного воспитания, относят к главным условиям устойчивого существования брака - моральный уровень, который включает, в первую очередь, осознанность нравственных норм.
Уровень развития нравственного сознания человека в значительной мере оказывает влияние на его деятельность и поведение в любой сфере общественных отношений, составной частью которых являются семейные отношения.
Подготовку молодежи к вступлению в семейную жизнь следует считать неотъемлемой составной частью общей системы воспитания.
Еще недавно считалось, что молодой человек по достижению определенного возраста полностью готов к созданию собственной семьи.
Однако большинство социологических, педагогических и психологических исследований убеждают в том, что это не так, поэтому готовность молодого поколения к вступлению в брак и созданию семьи - основная цель педагогической и социальной работы.
В свою очередь, к благоприятным факторам, которые способствуют укреплению отношений, следует отнести:
- сходство в образовании, социальном положении, во взглядах на большинство ключевых вопросов;
- одинаковую физическую привлекательность партнеров;
- общие интересы и виды активности;
- личностные особенности, такие как способность создавать и принимать душевную близость, эмоциональная стабильность.
Особое значение готовность к браку приобретает на современном этапе развития общества, когда число гражданских браков увеличивается по сравнению с числом заключенных. Здесь наблюдаются особенности социальных установок и мотивов, сформировавшиеся у молодежи относительно недавно под воздействием изменившихся социальных условий и норм.
Профилактика разводов – комплекс мер, который способствует полноценному функционированию семьи, а также направлен на предотвращение возможных проблем. Одним из путей профилактики выступает разработка специально обучающих и просветительских программ. В качестве примера можно привести исследование проблематики семьи и семейного воспитания, которое убедительно показывает, что супруги в настоящее время все более остро нуждаются в помощи квалифицированных специалистов по вопросам приобретения всех необходимых знаний и навыков в сфере регулирования взаимоотношений.
Профилактику разводов молодых семей можно разделить по следующим направлениям:
1. Семейное консультирование, к нему относят:
• психологическую консультацию: профилактику и разрешение семейных конфликтов, психологию семейных взаимоотношений в разные периоды жизни, кризисов в семье;
• юридическую консультацию: жилищные программы для молодых семей, составление брачного контракта, реализацию сертификата на материнский капитал;
• медицинскую консультацию: планирование рождения детей, способы оказания медицинской помощи заболевшему ребёнку;
• педагогическую консультацию (обучение семейной жизни без конфликтов, работу с разводящимися парами, помощь в решении семейных конфликтов).
2. Курсы для молодых родителей (организованные на базе отдела ЗАГС, центра планирования семьи). Здесь речь, в первую очередь, идет о:
• ролевых играх, тренингах, посвящённых вопросам планирования семьи, основам семейного воспитания, вопросам подготовки к рождению ребёнка;
• лекциях, беседах, которые посвящёны вопросам совместной подготовки к родам, особенностям восприятия мира беременной женщиной, помощь молодой маме;
• мини-тренингах, эмоциональном заражении, внушении, убеждениях, направленных на определение психологических особенностей молодых супругов, ценностных ориентаций, устремлений, интересов;
• разработке буклетов, памяток для будущих супругов.
Рассматривая социальную профилактику следует выделять последовательный ряд ключевых стадий:
- Стадию предупреждения, где основной задачей выступает принятие мер, которые формируют определенную систему ценностей, что позволит избежать форм поведения и деятельности, которые могут осложнять семейную жизнь.
- Стадию предотвращения, которая направлена на принятие своевременных и эффективных мер недопущения возникновения ситуации, чреватой осложнением процесса жизнедеятельности субъекта.
- Стадию пресечения, для этого используются социально приемлемые способы, направленные на блокирование формы деятельности и поведения, приводящие к возникновению негативных последствий как для него, так и для общества в целом.
Подводя итог, можно сделать вывод, что исследование ценностных ориентаций молодежи на протяжении последних лет показывает, что семья остается основной ценностью для молодежи. При этом рассматривается как семья родителей, в которую они входят, так и их собственная будущая семья.